Почему провалилась идея совершенного внедорожного армейского грузовика в Германии. Einheitsdiesel

Your video will begin in 40
3 Views

История Einheitsdiesel – это попытка создания немецкого "единого" легкого грузовика, который унифицированно выпускался 9 разными немецкими а...

Дата загрузки:2021-10-01T12:40:12+0000

Published
История Einheitsdiesel – это попытка создания немецкого "единого" легкого грузовика, который унифицированно выпускался 9 разными немецкими автозаводами.

Когда речь заходит про немецкую технику времен Второй мировой войны, у многих возникает иллюзия идеала военной инженерной мысли. C точки зрения обеспечения передовых частей немцы имели существенное преимущество. Это позволяло реализовывать тактику блицкрига. Идущие в прорыв части были обеспечены транспортом, а это, в свою очередь давало возможность проводить длительные марши. Столь существенный объем техники и являлся одним из успехов наступления в начале второй мировой войны.

Большую роль в этом сьыграл типовой армейский грузовик: einheitsdiesel. С одной стороны, это - элитный грузовик, созданный на острие технологий того периода.

А вот с другой... но об этом позже.

Для начала, типовой армейский грузовик легкого и среднего класса был трехосным. Колесная формула 6х6: обеспечивала высокую проходимость, и равномерную нагрузку. Естественно, это имело обратную сторону медали. Прежде всего усложнение конструкции шасси повышало его стоимость, да и расход топлива оказывался выше. Вместе с тем, плюсов у трехосной схемы было явно больше. 

Второй визитной карточкой немецких армейских грузовиков стали "зубастные" покрышки для улучшения проходимости по бездорожью. 

Третьим элементом - стали кабины со съемным верхом. 

Четвертой визитной карточкой стали специализированные кузова, использовавшие одну платформу для разного назначения автомобилей.

Надо сказать, что шасси Einheitsdiesel -  произведение инженерного искусства. 

Рама с внутренними усилителями, весьма сложная в изготовлении. Такая конструкция служила цели обеспечении максимальной жесткости при минимальной массе. 

Подвеска была полностью независимой, с А-образными рычагами и пружинами. 

В качестве разработчика силовой установки был выбран MAN

Для грузовиков был разработан 6-цилиндровый дизельный мотор объемом 6 литров. Он развивал мощность 85 лошадиных сил, при максимальной массе 7300 кг. То есть - классический средний грузовик.

Расход топлива грузовика составлял 32 литра на 100 км по шоссе, и 45 литров по проселку, с учетом массы – это очень неплохой показатель, определивший выбор дизельного мотора.

Двигатель получился экономичным, но для России этой мощности оказалось маловато.

Грузовик в базовом исполнении стоил чуть меньше 30 тысяч рейхсмарок, примерно как и  легкий танк. Есть о чем подумать при таком ценнике...

Так вот, Einheitsdiesel был вполне неплох на бездорожье, пока вез самого себя. Но при полной загрузке, грузовик сдавался почти сразу.

Выяснилось, что этому самому грузовику часто нужен трактор, причем в ситуациях, которые не выглядели экстремальными. 

Поэтому Einheitsdiesel перевозил полевые кухни и прочую тыловую утварь. Ее закидывали прямо в кузов, с такой нагрузкой машина вполне неплохо ездила. Согласитесь, не самая лучшая идея для того, чтобы потратить почти 30 тысяч рейхсмарок. 

Ну и конечно, в лютую зиму 1941/42 гг дизель все таки замерзал.

Так, зимой 1941-42 случился массовый отказ  в работе, часть грузовиков перешла к Красной Армии, а после Сталинграда - Einheitsdiesel и вовсе стал большой редкостью, хотя из было выпущено и поставлено в Армию по разным данным от 11,780 до 14300 штук,

Ныне сохранилось хорошо если десяток таких грузовиков, на ходу и того меньше – около 4 штук. 

Увидеть эти машины можно и в России, прежде всего благодаря коллекционеру и реставратору Вячеславу Лен. Как раз сейчас одна такая машина у него в работе, плюс один экземпляр стоит на экспозиции "Моторы Войны". 

А на смену инженерному чуду Einheitsdiesel в Германии пришли Opel Blitz.

По тексту историка Юрия Пашолок:
https://zen.yandex.ru/yuripasholok
Category
Обзоры грузовых автомобилей
Be the first to comment